Книги – источник развития речи детей:
когда, как и что читать
Прививать интерес к книге нужно как можно раньше, когда ребенку все интересно.
Зачем нам нужны книги?
С их помощью мы развиваем так называемое «эйдетическое чтение», при котором печатное слово вызывает внутренний видеоряд; постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины, нарисованные автором, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это постепенно, поэтому идти надо «от простого к сложному». Сначала книги с простым ритмичным текстом и хорошими иллюстрациями – они будут давать толчок «видеоряду», но не заполнять его целиком, а оставлять место для фантазии. Потом все сложнее и сложнее текст, все меньше и сложнее картинки к нему.
Когда читать?
Если вы с рождения разговариваете с малышом, рассказываете ему стихи, он более подготовлен, чем его сверстники. Будет неплохо, если вы начнете с произведений А. Барто или К. Чуковского. Сначала рассказывайте наизусть «Телефон», «Муху-Цокотуху», а потом и др. стихотворения и рассказы. Приступать к совместному «чтению» лучше до полугода, когда ребенок еще не так много внимания уделяет ползанию и ходьбе. Книгу держите перед ним, желательно, чтобы страницы были побольше, с крупными иллюстрациями; изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Что читать?
Помните, что книги лучше выбирать такие, с которыми малыш может сам справиться, например, открыть-закрыть, перенести с одного места на другое, перевернуть страницы. Когда ребенок подрастет, ему будет легко заучивать стихи. Не забудьте и про фольклорные произведения. Начинайте сритмических, потом переходите к простым сказкам – «Курочке-Рябе», «Репке» и т. д. Чуть позднее подойдет Маршак (обычно не раньше двух лет), сказки А. С. Пушкина, ближе к школе – Даниил Хармс, Борис Заходер и др.
Помните, что вы можете «читать» и рассматривать картинки и в более «взрослых» книгах, не пренебрегайте детскими энциклопедиями. Никогда не говорите: «Тебе еще рано, вот подрастешь…», если ребенок проявил интерес. Кстати, дети любят подражать, и если малыш часто видит вас с книгой в руках, успех обеспечен.
Как читать?
Не обязательно читать сразу весь текст, важно научиться в соответствии с возрастом ребенка упрощать сюжет, отбрасывать «ненужные» детали. Для годовалого ребенка пусть это будут 3 – 4 предложения «с показом»: «Вот
баба, вот колобок, а это кто, зайчик?» Со временем пусть ребенок сам показывает в процессе вашего чтения, а вы используйте детали. Стихи (их упрощать не надо) выбирайте с повторами. После полутора лет ребенок вполне может вставлять простые пропущенные словечки в любимые стихи. Если вы все-таки упустили время – малыш подрос, а с книгами не подружился, придется проявить терпение. Предоставьте ребенку свободу. Если он начал листать книгу, привлеките его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено: «Вот мишка». Потом фиксируйте внимание на деталях: «Видишь, у него бочонок с медом», потом перескажите текст, показывая героев и предметы, затем прочитайте подписи под картинками, а в заключение – сказку полностью. Эти упражнения могут
растянуться на несколькоу него нет желания. Внимательно следите за утомляемостью ребенка, заканчивайте немного раньше, чем он устанет. Как только заметите признаки утомления, переключите внимание ребенка на другой вид деятельности. И пусть чтение всегда будет праздником! Берите в руки книгу, когда вы оба пребываете в хорошем настроении, когда у вас есть достаточно времени. Не читайте наспех, если куда-то торопитесь. Ведь крайне важно, КАК именно вы будете читать. Часто взрослые читают слишком быстро или слишком медленно – ребенок либо ничего не поймет, либо устанет долго сидеть. Радуйтесь вместе с героями, помогите ребенку ощутить ритм, который заложен в стихотворении, отстукивайте его ладошкой или ногой, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк и т. д. Почувствуйте себя ребенком. Читаем вслух Читайте вслух как можно больше и дольше (даже когда ребенок уже умеет читать сам). Если систематически читать ребенку вслух, у него развивается логическое мышление: он усваивает структуру произведения и законы развития сюжета, формируется умение слушать, малыш узнает новые слова, многому учится. Даже если он просит вас почитать все время одни и те же книги, это не значит, что они не дают ничего нового, хорошо известные герои путешествуют с ребенком в его фантастическом мире, развивается образное мышление. Дети, которым ежедневно читают вслух, задают по книгам 10 – 15 тысяч вопросов в год. А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать. Запишитесь вместе с ребенком в библиотеку. Там он сможет сам выбирать книги и вообще почувствует себя «большим».
Бывает, что ребенок отказывается слушать, когда ему читают. Чем это можно объяснить?
1. Ребенок устал или болен, в данный момент хочет заняться чем-то другим,
вы отвлекаете его от интересной игры и т. д. Попробуйте выбрать для чтения другое время.
2. Нужна книга с другими иллюстрациями, другого автора, более простая для восприятия, другого жанра или на другую тему. Интересуйтесь вкусами ребенка. Пусть он сам выберет книгу в магазине (из двух-трех, которые вы ему предложите).
3. Возможно, ваш ребенок еще не дорос до «прозы» или полного прочтения
текста (попробуйте произведения в стихах или частичный пересказ).
4. Вы плохо читаете (скучно, монотонно, быстро и т. п.).
5. Ваш ребенок непоседа (в данном случае начинать нужно с малого и постепенно увеличивать время).
6. Во время чтения вам не удается установить с ребенком тесный контакт (вы постоянно отвлекаетесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи). Если вы не будете разрушать возникающее чувство близости, ребенок вряд ли откажется от совместных занятий с книгой.
7. Вашему ребенку просто нужна новая книга, «старые» надоели.
Мы в соцсетях: