РУ БЕ EN

Страничка учителя- дефектолога

Книги – источник развития речи детей:

когда, как и что читать 

 

Прививать интерес к книге нужно как можно раньше, когда ребенку все интересно. 


Зачем нам нужны книги?

С их помощью мы развиваем так называемое «эйдетическое чтение», при котором печатное слово вызывает внутренний видеоряд; постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины, нарисованные автором, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это постепенно, поэтому идти надо «от простого к сложному». Сначала книги с простым ритмичным текстом и хорошими иллюстрациями – они будут давать толчок «видеоряду», но не заполнять его целиком, а оставлять место для фантазии. Потом все сложнее и сложнее текст, все меньше и сложнее картинки к нему. 

Когда читать? 

Если вы с рождения разговариваете с малышом, рассказываете ему стихи, он более подготовлен, чем его сверстники. Будет неплохо, если вы начнете с произведений А. Барто или К. Чуковского. Сначала рассказывайте наизусть «Телефон», «Муху-Цокотуху», а потом и др. стихотворения и рассказы. Приступать к совместному «чтению» лучше до полугода, когда ребенок еще не так много внимания уделяет ползанию и ходьбе. Книгу держите перед ним, желательно, чтобы страницы были побольше, с крупными иллюстрациями; изображения должны быть похожи на реальные предметы. 


Что читать? 
Помните, что книги лучше выбирать такие, с которыми малыш может сам справиться, например, открыть-закрыть, перенести с одного места на другое, перевернуть страницы. Когда ребенок подрастет, ему будет легко заучивать стихи. Не забудьте и про фольклорные произведения. Начинайте сритмических, потом переходите к простым сказкам – «Курочке-Рябе», «Репке» и т. д. Чуть позднее подойдет Маршак (обычно не раньше двух лет), сказки А. С. Пушкина, ближе к школе – Даниил Хармс, Борис Заходер и др. 
Помните, что вы можете «читать» и рассматривать картинки и в более «взрослых» книгах, не пренебрегайте детскими энциклопедиями. Никогда не говорите: «Тебе еще рано, вот подрастешь…», если ребенок проявил интерес. Кстати, дети любят подражать, и если малыш часто видит вас с книгой в руках, успех обеспечен. 

Как читать? 
Не обязательно читать сразу весь текст, важно научиться в соответствии с возрастом ребенка упрощать сюжет, отбрасывать «ненужные» детали. Для годовалого ребенка пусть это будут 3 – 4 предложения «с показом»: «Вот 
баба, вот колобок, а это кто, зайчик?» Со временем пусть ребенок сам показывает в процессе вашего чтения, а вы используйте детали. Стихи (их упрощать не надо) выбирайте с повторами. После полутора лет ребенок вполне может вставлять простые пропущенные словечки в любимые стихи. Если вы все-таки упустили время – малыш подрос, а с книгами не подружился, придется проявить терпение. Предоставьте ребенку свободу. Если он начал листать книгу, привлеките его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено: «Вот мишка». Потом фиксируйте внимание на деталях: «Видишь, у него бочонок с медом», потом перескажите текст, показывая героев и предметы, затем прочитайте подписи под картинками, а в заключение – сказку полностью. Эти упражнения могут 
растянуться на несколькоу него нет желания. Внимательно следите за утомляемостью ребенка, заканчивайте немного раньше, чем он устанет. Как только заметите признаки утомления, переключите внимание ребенка на другой вид деятельности. И пусть чтение всегда будет праздником! Берите в руки книгу, когда вы оба пребываете в хорошем настроении, когда у вас есть достаточно времени. Не читайте наспех, если куда-то торопитесь. Ведь крайне важно, КАК именно вы будете читать. Часто взрослые читают слишком быстро или слишком медленно – ребенок либо ничего не поймет, либо устанет долго сидеть. Радуйтесь вместе с героями, помогите ребенку ощутить ритм, который заложен в стихотворении, отстукивайте его ладошкой или ногой, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк и т. д. Почувствуйте себя ребенком. Читаем вслух Читайте вслух как можно больше и дольше (даже когда ребенок уже умеет читать сам). Если систематически читать ребенку вслух, у него развивается логическое мышление: он усваивает структуру произведения и законы развития сюжета, формируется умение слушать, малыш узнает новые слова, многому учится. Даже если он просит вас почитать все время одни и те же книги, это не значит, что они не дают ничего нового, хорошо известные герои путешествуют с ребенком в его фантастическом мире, развивается образное мышление. Дети, которым ежедневно читают вслух, задают по книгам 10 – 15 тысяч вопросов в год. А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать. Запишитесь вместе с ребенком в библиотеку. Там он сможет сам выбирать книги и вообще почувствует себя «большим».

 Бывает, что ребенок отказывается слушать, когда ему читают. Чем это можно объяснить?     
 1. Ребенок устал или болен, в данный момент хочет заняться чем-то другим, 
вы отвлекаете его от интересной игры и т. д. Попробуйте выбрать для чтения другое время. 

 2. Нужна книга с другими иллюстрациями, другого автора, более простая для восприятия, другого жанра или на другую тему. Интересуйтесь вкусами ребенка. Пусть он сам выберет книгу в магазине (из двух-трех, которые вы ему предложите). 

3. Возможно, ваш ребенок еще не дорос до «прозы» или полного прочтения 

текста (попробуйте произведения в стихах или частичный пересказ). 

4. Вы плохо читаете (скучно, монотонно, быстро и т. п.). 

5. Ваш ребенок непоседа (в данном случае начинать нужно с малого и постепенно увеличивать время). 
6. Во время чтения вам не удается установить с ребенком тесный контакт (вы постоянно отвлекаетесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи). Если вы не будете разрушать возникающее чувство близости, ребенок вряд ли откажется от совместных занятий с книгой. 
7. Вашему ребенку просто нужна новая книга, «старые» надоели. 

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?

        Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с дефектами речи резко увеличилось. Как вовремя распознать проблемы, связанные с речью и справиться с ними. Каковы же причины этих проблем?

        Причин великое множество: это и экология, которая с годами лучше не становится, это и осложнения во время беременности, так как кора головного мозга формируется в первом триместре, проблемы в родах, послеродовом периоде.

        Часто от родителей, которые устраивают малыша в детский сад, можно услышать: «У нас все хорошо, вот только мы не разговариваем, ну ничего, научимся!» Эта фраза вызывает у специалистов недоумение, потому что развитие речи зависит от многих факторов. Это:

·         развитие органов чувств: зрения, слуха;

·         зрелость коры головного мозга; 

·         психофизическое здоровье: состояние памяти, внимания, мышления, восприятия;

·         речевая среда: разговаривают ли с ребенком, занимаются ли с ним.

      Часто родители видят проблему (ребенок молчит, или после года общается только при помощи отдельных звуков), но надеются «на авось». «Ничего, сам заговорит, вот услышит, как другие дети разговаривают...» Конечно, заговорит, но как и когда? Насколько чиста, свободна и правильна будет эта речь?

Вот здесь все зависит от вас, дорогие папы и мамы.

        Во-первых, надо знать возрастные нормы развития речи. Не для того, чтобы сравнивать своего ребенка с другими. Этого как раз нельзя делать ни в коем случае. А для того, чтобы вовремя обратиться к специалисту.

       Помочь ребенку совладать с непослушными звуками и не бояться сделать ошибку - задача нелегкая, но выполнимая. Чем раньше выявить проблему, тем проще ее устранить. Здесь вам поможет знание возрастных норм становления речи.

      Лечение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом способны давать поразительные результаты. Надо лишь набраться терпения и выполнять все домашние задания, которые даёт специалист.

     Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все, же главное - это ваше общение с малышом, ваш личный пример.

       Когда говорите ребенку что-то, нужно, чтобы он видел лицо говорящего, его мимику и движение губ. И обязательно все действия озвучивать. Например: «Машенька, мы идем гулять, мы едим кашу» 

    Грамотный специалист порекомендует вам, прежде всего, заниматься общим развитием малыша. Произносить с ним отдельные слоги и простые слова. И ежедневно делать несложную гимнастику. И тогда успех обеспечен. Если есть подозрение на проблему, обращаемся к специалисту и терпеливо и последовательно устраняем ее. И не гонитесь за быстрым результатом, ради того, чтобы похвалиться на детской площадке.

Цените то, что есть, и ребенок благодарно откликнется на вашу заботу и терпение.

      

 

Артикуляционная гимнастика – что это?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений

Советы родителям

 

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

 

 

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

 

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);

тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;

формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

 

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

 

Используются следующие динамические упражнения для языка:

 

«Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».

«Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.

«Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.

«Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.

«Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.

«Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

Статические упражнения:

«Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.

«Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.

«Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

 

Комплекс упражнений для губ

 

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

«Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.

«Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.

«Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

 

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.

«Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.

«Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

 

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

«Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.

«Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.

Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи. 

Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.

Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.

Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.

При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.

Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.

Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.

Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.

Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.

Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

 

Интернет-ресурсы: